werfer (werfer) wrote in ua_abandoned,
werfer
werfer
ua_abandoned

Categories:

"СиМ"


Ордена Ленина, ордена Октябрьской Революции и ордена Трудового Красного Знамени харьковский моторостроительный завод "Серп и молот"






В 1879 году немецкий подданный М.Х. Гельферих начал строительство завода, в 1882 г. предприятие выпустило первые сельскохозяйственные машины - паровые и конные молотилки, сеялки, жатки, сноповязалки. В 1895 г. было основано акционерное общество "Товарищество Гельферих-Саде" с уставным капиталом 250000 р. Завод стал первенцем крупной промышленности Харькова.

Производство расширялось. Высокие доходы позволили М.Х. Гельфериху построить на собственные средства первый в Харькове стадион (ныне - заброшенный стадион "Серп и молот") и больницу.

Рабочие завода в 1905 г. организовали вооружённое выступление на Конной площади (в 1925 г. переименована в честь этого события в площадь Восстания).

В 1918 году был принят декрет Совета народных комиссаров за подписью Ленина о конфискации всего имущества "Товарищества Гельферих-Саде" и передаче его в собственность государства.
Название "Серп и молот" завод получил в 1922 году.

Вот как описан завод в путеводителе по Харькову 1927 года:



(Провідник по Харкову з назвами вулиць та планом м. Харкова. Книга потрібна для всіх.- Х.:ХНТ, 1927. - С. 68)

В 1941-43 годах завод пострадал от бомбёжек, однако уже в 1944 г. производство было частично восстановлено. С сентября 1949 г. "Серп и молот" перешёл сначала на выпуск комбайнов, а в дальнейшем - двигателей. 1 июля 1967 г. с конвейера сошёл миллионный дизель.

В дальнейшем завод стал головным предприятием производственного объединения "Серп и молот", состоявшего из нескольких заводов и КБ.
Двигатели СМД устанавливались на тракторы, комбайны, дизель-электростанции и др.

Первые признаки кризиса на заводе стали очевидными в конце 80-х годов. Несмотря на современное оборудование, установленное на заводе, и большой опыт производства (было изготовлено около 6 миллионов двигателей), всё чаще стали поступать нарекания на качество дизелей СМД.
Этот вопрос ноднократно поднимался на закрытых совещаниях партийного руководства города, но результатов это, по-видимому, не дало, в 1991 г. тракторо- и комбайностроители начали отказываться от дизелей производства этого предприятия.

Завод производил и так называемые товары народного потребления, в том числе и тренажёры "Атлет-спорт", не имевшие на то время аналогов в стране. Однако огромное предприятие не могло выжить за счёт тренажёров, копеечных кастрюль и нескольких наименований запчастей к "Жигулям". В 1992-1993 годах завод был буквально заставлен невостребованными двигателями.

Вялые попытки руководства Украины повлиять на ситуацию не привели ни к чему. К концу 90-х предприятие фактически прекратило выпуск продукции. Полностью заброшен завод примерно в 2002 г.

Даже после остановки производства "Серп и молот" еще раз подтвердил своё звание гиганта индустрии - он стал крупнейшим в области источником вторичных строительных материалов (битого кирпича, бетонных плит и металлоконструкций).
Завод сносят, на сегодняшний день примерно половина цехов разобрана.

Вот так выглядела территория завода в 2008 г.:








А вот вид на тот же цех в апреле 2009 г.:




Итак, добро пожаловать на "Серп и молот"!





















































































































































Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments